octbol

Categories:

"Призвание варягов": #зачем это было нужно (ВЕРСИЯ) #Русь #Россия #история #иноагенты #корни #было

Люди, я убежден, не хотят повторения майданов, не хотят повторения цветных революций и абсолютно точно не хотят, чтобы наши внутренние - не только внешние - дела определял какой-то дядя из-за границы. Мы это пережили

Эти слова Лаврова, — пока ещё всего лишь путинского министра иностранных дел (а что будет потом, кто его знает), — дают повод ещё раз вернуться к «Древнерусскому вопросу».

События, о которых мне сегодня хотелось бы сказать несколько слов, произошли где-то в северо-западной части нынешней Российской Федерации больше тысячи лет назад. Про деятелей, стоявших у колыбели Российской государственности, о которых сегодня пойдёт речь, известно очень мало, — в «Повести временных лет» они не упоминаются, и мы, современные люди, даже толком не знаем, как их звали. Возможно, Вадим и Гостомысл были собственные имена этих людей, — а может быть это были описательные обозначения.

Не исключено, что летописное «Вадим» — это просто обозначение некоего человека, который заманил новгородцев на некие нехорошие дела. Старославянского слова «вадить» («манить») в современном русском языке нет, — но корень сохранился (сравните «приваживать» — приучать, приручать, привлекать, приманивать).

Ну, а «Гостомысл» — это, понятное дело, тот, кто промышлял в пользу «гостей», пришельцев из-за моря, иностранцев; как бы сказали сейчас: лицо, выполняющее функции иностранного агента.

В русской литературе, — я думал, что со времён Лермонтова, но оказывается ещё раньше, — образ Вадима, славянского князя, возглавившего мятеж (ниже объясню, почему говорю именно о «мятеже», а не о «восстании») против Рюрика, обычно толкуется, как символ «борьбы с тиранией», «сопротивления самодержавию» и стремления к древней вольности, в незапамятные времена отнятой у славян «пришельцами»-варягами (воспринимающимися, соответственно, как иноземные захватчики). Ну, а Гостомысл, стало быть — это «пособник оккупантов». Такое истолкование возможно, но... некоторые события новейшей российской истории наводят меня на мысль, что всё могло быть совсем-совсем по-другому. С точностью до наоборот.

Поглядите, товарищ читатель, на нынешних защитников российского суверенитета, этих авторитетных и уважаемых людей... не может ли быть такого, что древние защитники суверенитета были чем-то похожи на современных?

О событиях, происходивших тысячу с лишним лет назад в окрестностях современного Новгорода Великого, мы, повторю, знаем очень немного. Летописи дают скудные и отрывочные сообщения, смысл которых можно понять и так, и этак, — но если попытаться всё связать воедино...

Летописец Нестор, составитель «Повести временных лет», говоря о причинах, по которым славяне и финны («чудь, словене, кривичи и весь») позвали иностранцев на княжение, вкладывает в уста наших предков известные слова: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Возможно, описание неурядиц местного населения в древнейшей русской летописи («Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву"») — это монархическая пропаганда... но если считать это просто «монархической пропагандой», то встаёт вопрос, а откуда взялся мотив призвания иноземцев. Почему «себе князя» наши предки стали искать не среди своих, а среди иностранцев, с которыми, к тому же, только что воевали?

А от этого вопроса уже недалеко до следующего: а что такое была та самая «древняя вольность», которую с 18-го века оплакивают прославляющие Вадима русские интеллигенты. Если у славян был первобытнообщинный строй без государства — это одно... ну, а если нет? Если к тому времени первобытная община уже разложилась, выделив из себя классы угнетённых и угнетателей, рабов и рабовладельцев? «Древняя вольность» — она была для всех, или для славянской племенной «элиты»? Есть ощущение, что-таки второе: ко времени «призвания варягов» восточнославянская община уже выделяла из себя классы, уже делилась на «князей» и «простонародье». И эти «князья», только-только проснувшись к историческому творчеству, увлечённо занялись строительством суверенной государственности. Ну, Вы, товарищ Читатель, помните: «...не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом», — а где такие вот «разборки», там пленные, а из пленных, собственно, получаются хорошие рабы. В общем, древнерусские «лихие девяностые», плавно переходящие в «стабильные нулевые», «триумфальные десятые», «карантинные двадцатые» и так далее. Как правильно отметил министр Лавров, и мы это пережили, почти как наши предки.

Вот тогда-то, когда местные «князья» достигли определённых высот в строительстве суверенной государственности, — славянское «простонародье» взвыло. После чего, собственно говоря, стало обращаться за помощью к лицам, выполнявшим функции иностранных агентов... то бишь «гостомыслам». У них были активы за рубежом, —  и с помощью этих активов «гостомыслы», в конце концов, подыскали славянам более-менее вменяемое начальство. Против которого, естественно, при первой же возможности поднялась та самая «коренная» племенная «элита», которую призвание варягов лишило вольности...

А если «Повесть временных лет» через какое-то время будет внесена в список запрещённых к распространению на территории России экстремистских материалов, — это вряд ли кого-нибудь удивит; там, помимо прочего, одобрительно описываются передача территории Крыма иностранцамПосле всего этого Владимир (...) Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев») и акты вандализмаИ когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками (...) И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано»), что действующим российским законодательством строжайше запрещено.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded