Тема своеобразной организационной копрофилии, поднятая ранее при анализе "творчества" широко известного в узких кругах журналиста Фролова, - крайне неприятна. И даже скандальна. Но раз уж она поднята - нужно договорить.
Дело в том, что модель "организационной копрофилии" (или копрофагии?), - когда некий "авторитет" производит откровенный "аналитический" навоз, а его "последователи" ("адепты") это добро, извините, поедают, - хорошо объясняет отнюдь не только взаимоотношения alexfroloff и его "благодарных читателей". Взгляните на ВСЁ российское коммунистическое движение "постсоветского" периода, начиная с самого 1992 года. Возьмите ЛЮБУЮ (из нескольких десятков, - что само по себе намекает на всякие нехорошие вещи) "Коммунистическую партию", - от зюгановской КПРФ до какой-нибудь "ВКП(б)" включительно. Изучите её практику в течение этих двадцати с лишним лет, - и взгляните на "анализы общественной действительности", которые, по необходимости, делали "вожди"... сравните с реальностью, сопоставьте с "успехами", которых добились все эти партии (в деле достижения своих программных целей), включая и "чрезвычайно успешную" зюгановскую. Несколько лет назад Олег Романов, мой ныне покойный товарищ, констатировал: "Дерьма везде навалом. И оппозиция не исключение. Однако, нигде и никогда, кроме как в оппозиции, я не видел, чтобы дерьмо это так тщательно поддерживалось, культивировалось, холилось и лелеялось. На протяжении десяти лет с хвостиком я с этим дерьмом боролся, шишки набивал, исключали меня, врагом народа, агентом да провокатором объявляли и т.д. Я понял, что культивация дерьма в оппозиции – процесс организованный", - и ведь... так и есть до сих пор. И отнюдь не только Зюганов с Фроловым кормят своих сторонников-последователей навозом. Разве "вожди" партии "РОТ ФРОНТ" не занимаются тем же? Разве не занимается тем же всю жизнь Нина Андреева?
Признание существования организационной копрофилии в российском коммунистическом движении, - дело, повторяюсь в который раз, очень неприятное, "скользкое". Наверняка раздадутся возгласы примерно такого содержания: "Да коммунисты всегда были копрофилами, всегда поедали идеологический навоз своих вождей!"... могут раздаться, впрочем, и встречные возгласы со стороны тех, кто начнёт искать проявления организационной копрофилии в самых разных иных идеологических течениях... Но, при ближайшем рассмотрении, почвы для этого нет. Организационная копрофилия не была свойственная ни дореволюционной РСДРП(б), ни даже КПСС в худшие периоды её истории. Потому, что и ленинская РСДРП(б), и КПСС были партиями, ориентированными на практическую деятельность. Деятельность РСДРП(б) была подчинена практической цели - совершению пролетарской революции в России. Деятельность КПСС имела целью построение коммунизма, - и тоже была подчинена ей; даже все извращения в партийной деятельности, приведшие, в конце концов, к восстановлению капитализма и разрушению СССР, - были возможны лишь постольку, поскольку прикрывались, сочетались с реальными мероприятиями коммунистического строительства. Даже в 1991 году, когда уже вовсю шли процессы распада, - они сопровождались продолжением советской хозяйственной жизни, созданием новых крупных предприятий (хотя некоторые существующие уже начинали разрушаться), масштабным строительством нового жилья и так далее...
КПСС часто действовала неправильно, а в последние годы своего существования даже, пожалуй, преступно, - но она действовала, и её действия, всё же, оставались действиями Коммунистической партии. О РСДРП(б) и говорить нечего, - если бы Ленин и другие её вожди, вместо того, чтобы готовить революцию, занялись бы производством "аналитического" навоза... то им бы, может, и удалось бы (за счёт накопленного ранее авторитета) пару раз "накормить" им партийцев, - но после второго раза рядовые партийцы, собравшиеся в партию для того, чтобы готовить революцию, просто выгнали бы таких негодных вождей или, на худой конец, ушли бы из партии.
Так что организационная копрофилия есть специфическое явление, характерное для "постсоветского" коммунистического движения. Самой главной, глубинной его основой стал отрыв коммунистов от рабочего движения, от рабочего класса (пролетариата); этот разрыв между коммунистами и массой рабочих наметился во времена СССР, после смерти Сталина, - и окончательно оформился в ходе известных забастовок 1989 года. Впрочем, он не был их необходимым следствием, - забастовки сперва горняков, а потом и рабочих других отраслей советской промышленности, создали лишь возможность для окончательного оформления разрыва... в то же время, появилась и возможность преодоления разрыва, нового соединения борьбы коммунистов с рабочим движением, - но она не была использована. Коммунистическое движение оформилось с того времени, как преимущественно интеллигентское, "советски-консервативное".
Ближайшим следствием отрыва коммунистов от рабочего класса стал отрыв "Коммунистических партий" от революционной практики, а в конце концов и от общественной практики в целом. Здесь речь идёт, разумеется, не о "вождях", многие из которых успешно делали (и делают) свой "политический бизнес", - а именно о массе активистов. В условиях разгула контрреволюции у них рождалось вполне естественное для оторвавшихся от рабочего класса интеллигентов желание "убежать" от действительности. "Вожди" чутко уловили запрос, - и предложили сколь безопасные, столь и безобидные формы "революционной активности": участие в ельцинских "выборах", "массовые митинги", "работу с профсоюзами", - и всё это в специфическом "постсоветском" смысле. Само по себе участие в выборах (и даже "выборах", имитационных электоральных мероприятиях, результаты которых "рисуются" вне всякой зависимости от действительного волеизъявления народа) может иметь революционный смысл; массовые митинги могут иметь большой революционный смысл; работа с профсоюзами и в профсоюзах может иметь гигантский революционный смысл, - но всё это возможно лишь тогда, когда работа действительно ведётся революционно, когда вся эта работа подчинена "конечной цели", подготовке революции, подготовке (и приближению) свержения (очень даже возможно, насильственного и вооружённым путём) антинародного режима... а вот этого-то не было никогда.
Но "коммунистическая интеллигенция" не хотела (и, тем паче, не хочет сейчас) просто "бежать от мира"; ей хотелось "бежать", будучи уверенной в революционном, "коммунистическом" смысле своих действий. Поэтому появился общественный запрос на "аналитический навоз", который бы "теоретически обосновал" то, что "бегство" имеет "революционный характер".
Впрочем, само по себе это "коммунистическое бегство от жизни" вовсе не было, поначалу, основным смыслом "постсоветского" коммунистического движения. Это была лишь одна из тенденций, - но именно за эту тенденцию ловко ухватились прислужники новоявленной российской буржуазии. А дальше... в ход пошли грязные, но действенные психологические приёмы.
Начнём с названий. "Коммунистическая партия Российской Федерации". КПРФ. К-П-Р-Ф. Само это сочетание звуков уже будто задаёт настрой на КоПРоФилию, КоПРоФагию и другие подобные извращения. Но этот настрой задавался не только тем, кто, по различным причинам, последовал за Зюгановым.
Ранее мне уже приходилось писать о лозунге "Не забудем, не простим!", - широко распространившемся в левой среде после событий октября 1993 года и имеющем, при многократном повторении вслух (настраивании себя), смысл, строго противоположный провозглашаемому. А ещё до событий 1993 года в коммунистической и патриотической среде, как-то сам собой, распространился другой лозунг: "Капитализм - дерьмо!". Его скандировали на демонстрациях, писали на плакатах и растяжках... какой эффект имело использование этого лозунга, особенно в "лихие девяностые"?
Представим себе тогдашнего активиста-коммуниста, особенно из не-зюгановской среды. Трижды или четырежды в год, - 1 и 9 мая, 7 ноября, в некоторых (особенно крупных) городах ещё 23 февраля, - он ходит на достаточно многолюдные "красные" митинги, встречается с единомышленниками... а потом возвращается в "серые будни", с враждебным телевизором, напряжённым (порой - дружеским, но нередко - откровенно враждебным) отношением к себе со стороны сослуживцев и так далее. Понятно, что всё, происходящее на митингах, "среди своих", приобретает особое значение. И вот там, "среди своих", многократно повторяется: "Капитализм - дерьмо!". Таким образом, во-первых, само грубое слово, обозначающее экскременты, приобретает для коммуниста-активиста особое значение. Во-вторых, - поскольку извращения извращениями, а человеческую природу никуда не денешь, - закреплялось отношение к капитализму, как к чему-то грязному, отвратительному, отталкивающему... казалось бы, таким и должно бы быть отношение коммуниста к капитализму, но... вспомните, что говорилось выше про бегство от действительности; мало кто об этом задумывается, но ведь если "капитализм - дерьмо", - то что же означает изучать капиталистическое общество, разбираться в его противоречиях, учитывать интересы отдельных, враждебных друг другу фракций капитала, - а ведь это тогда означает "ковыряться в дерьме". В-третьих, поскольку, повторюсь, извращения извращениями, а человеческую природу никуда не денешь, - отношение к самим собраниям, на которых постоянно повторяется это грубое слово, обозначающее экскременты, у коммуниста-активиста, волей-неволей, становилось неоднозначным, противоречивым; он и ждал с нетерпением очередного митинга, - и испытывал некоторое отвращение... между прочим, это идеальное отношение для того, чтобы ограничить "массовую" активность коммунистов исключительно митингами, то есть, даже если соберётся толпа в "боевом настроении", штурмовать что-либо её уже никто не поведёт, потому что... противно.
Вот в таких-то условиях и стали "вожди" кормить коммунистов-активистов "аналитическим навозом". Примеры... да Вы же, Читатель, и сами знаете. "Правительство рухнет уже этой весной/осенью"... "Буржуи ничего не умеют"... "Милиция и армия не будут защищать режим и разбегутся, достаточно только народу встать, - но он, почему-то, не встает... плохой народ"... "В России - фашистский режим, который мы обязательно победим на следующих демократических выборах/выборах, до которых нас допустит фашистский Минюст"... "Еще несколько месяцев, и экономика обязательно схлопнется, и на улицы выйдут миллионы"... это - самые безобидные образцы, которые Вы легко найдёте, по отдельности или в тех или иных сочетаниях, на страницах всех наших "коммунистических" газет. Более забористые формы, - с антисемитизмом (!), "Русской Идеей" (!!!) и прочим добром, - тоже отыщутся без труда.