Без лишних предисловий, поскольку настроения что-то нет. Ещё в апреле, - по "Белым площадям"... это была одна из немногих "светлых" (с технологической точки зрения) задумок "Болотного" движения, заключавшаяся в том, чтобы, ни у кого не спрашивая разрешения, собираться на Красной Площади; разумеется, никакой "Майдан" там никогда не допустили бы...
...но, если бы собралось тысяч десять (а лучше двадцать) народу, то что-то серьёзное, пусть и чисто теоретически, получиться могло (но столько не собиралось, - вот как раз 8 апреля собралось, "на пике", вероятно, тысячи две, и это был максимум, за что "поблагодарим", не в последнюю очередь, либеральных пропагандистов, которые тогда были за "только мирный протест", и есть некоторые основания думать, что не только тогда)... в общем, по "Белым площадям" (на которых можно было оценить как настрой "самой радикальной" части протестующих, во всяком случае московских, так и настрой полицаев) и всяким другим признакам, вроде неспокойного поведения биржи (это июньское свидетельство, но странные "скачки" начались ещё в апреле), я догадался, что 6 мая будет что-то "горячее", и не исключено, что побоище. Поэтому всем своим знакомым (включая и товарищей по "Октябрю") я сказал, чтобы в этот день они в центр Москвы ни в коем случае не совались (возможность "побоища" была высока, а вот возможность "победы восстания", прямо скажу, - как уже говорилось, настрой протестующих тоже вполне поддавался оценке, - была близка к нулю). А сам решил пойти. Оставалось только понять, куда: те, кто "совсем радикалы", хотели собраться на Манежной, - "умеренные", к которым присоединились Удальцов и Навальный, согласовали с начальством марш от метро "Октябрьская" до "Болота"; нужно было угадать, куда пойдёт большинство народа (ожидался, - и это так и оказалось, - значительный "десант" из регионов, от Ленинграда до Астрахани). После долгих колебаний (лично мне на "Болото" не хотелось... думаю, понятно, почему) я решил сперва отправиться к "Октябрьской", а уже потом попытаться "прорваться" на Манежную.
К "Октябрьской" я прибыл довольно рано, - но долго не шёл за ограждения. За тем, как прибывал народ, наблюдал "в режиме реального времени", - и к концу, когда уже подошло время отправления "Марша Миллиона", выбора у меня уже не оставалось. Народу пришло, вообще говоря, не так много, в сравнении со стотысячными "зимними" митингами, - тысяч сорок, максимум пятьдесят.
Сразу отвлекусь. Вот я пишу о "Болотной революции", - а, казалось бы, куда более "революционный", "боевой" и "правильный" в этом отношении украинский "Майдан" революцией не признаю, в том числе по причине небольшого, в сравнении со всем населением Украины, количества участников. Но, во всяком случае в декабре прошлого года, в Киеве на улицу выходило до 200 тысяч (про "полмиллиона" и, тем более, "миллион" - это фантазии, разумеется, но тысяч двести единовременно там было) человек, при населении Украины порядка 45 миллионов; а в Москве выходили, в самом лучшем случае, 150 тысяч человек, при населении России свыше 140 миллионов. Казалось бы, "Болото" на революцию "не тянет" в ещё большей степени, чем "Майдан"... и именно так бы и было, если бы не два "больших но". Во-первых, 2011 - 2012 были в России "выборными" годами, за счёт чего в политику (работа в "избирательных комиссиях", "протестное голосование", бойкот "самых важных выборов в истории"... это не говоря о протестной активности трудящихся, которая именно в 2012 году, "случайно", оказалась наиболее высокой за шесть лет наблюдений) была втянута весьма значительная масса народа (включая тех, кого выгоняли на "Поклонную", поскольку протестным настроениям приходилось давать какой-никакой выход даже там), и "Болотная площадь", худо-бедно, стала её представительницей (пусть и небольшая, но зависимость Путина от Поклонной, выразившаяся... в том, например, что ещё до всяких "Поклонных" Асада, в отличие от Каддафи, "не сдали"... существовала лишь постольку, поскольку существовало и представляло хоть какую-то опасность "Болото"). Во-вторых, - и это важнее, - Украина (при Кучме и Януковиче) была (буржуазным) демократическим государством; Россия же после 1993 года таковым не является, а примерно после 2003 года не является им, как сейчас модно говорить, от слова совсем. Выход на улицу 100 (200, 500 и даже более) тысяч человек в демократическом Киеве (Риме, Париже, Вашингтоне), - совсем не то, что выход на улицу 100 (и даже 30) тысяч человек в тиранической Москве, столице государства, где профсоюзы придушены, новую политическую партию (легальную) создать невозможно (помните, какой была "минимальная требуемая численность" партии в конце 2011 года?), оппозиционное телевиденье отсутствует (во всяком случае, "метровое"; ну да, тогда был "Дождь"... и какая у того "Дождя" была аудитория?), оппозиционная пресса задавлена ("Новая газета", "Советская Россия"... собственно, всё, оппозиционность "Московского комсомольца" уже под большим вопросом), итоги выборов нагло фальсифицируются, оппозиционеров (даже очень умеренных), которым удаётся-таки куда-то избраться, просто сажают. А уж про саму "свободу собраний", особенно в Москве, и говорить не охота.
Вообще, все классические признаки российской революции "постсоветского" времени в 2012 году были налицо. Даже шахтёры в Москву приезжали (правда, немного не за тем... но я говорю об объективном ходе событий, а не о том, что кто-то себе думал).
5 октября 2012 года. Москва, Суворовская площадь. НПГ привёз шахтёров в столицу, повинуясь объективной логике развития событий
А потом началось избиение. Кстати, был забавный эпизод, в котором довелось поучаствовать мне, - вскоре после того, как ОМОН пошёл в наступление, недалеко от моста протестующие попытались впервые построить цепь (это было ещё до того, как додумались взять заграждения и попытаться защититься с их помощью). Сцепились мы руками кое-как, даже вроде сделали какие-то движения вперёд... и тут на нас полетел ОМОН... и цепь просто-напросто разбежалась. Развалилась по одному человеку, - знаете, такое странное ощущение, только ты стоял в середине, и вот ты уже крайний, а крайним-то быть никому не хочется. В общем, поняв, что никакой серьёзной драки не будет, я разжал кулаки, достал убранную "на время боя" видеокамеру... и запечатлел, например, следующее:
К слову, - песня Харчикова там, с определённого момента, включается вовсе не потому, что мне нравится Харчиков, и даже не потому, что именно эта песня "под момент". Дело в том, что зрители могут, с самого начала, слышать в кадре матюки, - но тогда, когда полицай буднично подобрал и кинул в толпу файер, материться, причём громко, начал уже лично я.
А потом была долгая зачистка площади, - по ходу которой я даже один раз попал в полицейскую "коробочку", - но мы вели себя смирно, и "винтить" нас не стали, выпустили. Видел и "баррикады", которые, когда дело уже совсем шло к развязке, пытались соорудить из туалетных кабинок. Помню и "прогулку обезумевшей оранжевой толпы" по Замосковречью, в ходе которой не было разбито ни одной витрины, - а витрин там много. Домой я в тот день вернулся уже около полуночи...