Одной из основных тем пресс-конференции предсказуемо стал "Украинский кризис", в котором "Бацька", во-первых, сам участвует по мере сил, во-вторых, имеет все основания видеть образы своего (и "своей" страны) недалёкого будущего. И прежде всего "Бацька", не особо подбирая выражения, бросил обвинение несчастному украинскому президенту Януковичу: "Произошел антиконституционный переворот. Кто виноват? Президент Украины Виктор Янукович. Он виноват. Только он". Но, повторюсь, чтобы правильно оценить, что в данном случае сказал "Бацька", нужно учитывать не только то, кем был Янукович на самом деле, но и то, кем Янукович был (и является до сих пор) для журналистов российских региональных СМИ и их аудитории. А для этой публики Виктор Федорович является "пророссийским президентом, свергнутым проамериканскими бандеровскими силами"; то есть, грубо говоря, Янукович для этой публики - представитель России на Украине. Соответственно... более прямо обвинить Россию в организации "Евромайдана" и последующего антиконституционного переворота Лукашенко просто не мог. Но "Бацька" пошёл дальше: "Виктор Федорович со своими соратниками финансировал "Правый сектор", потому что он якобы против Юлии (Тимошенко) был… Потеря всяких ориентиров" (характерно, что лукашенковское БелТА об этом не пишет, зато пишет путинское РИА "Новости"). "Правый сектор", само собой, поспешил опровергнуть "абсурдные обвинения"...
...И эти обвинения, действительно, абсурдны. Но не более, чем представление о Януковиче как "пророссийском президенте, свергнутом проамериканскими силами", свойственное российским журналистам. Янукович, бывший представителем украинского национального капитала, был свергнут силами, представлявшими российский империалистический капитал. После этого Януковича вывезли в Россию, заставили подписать "просьбу об использовании российских войск для защиты мирного населения" (которую российский "национальный лидер" Путин, естественно, не исполнил) и дать ряд "смешных" пресс-конференций, - всё это навевает воспоминания о такой процедуре из древнеримской истории, как триумф: "Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники", - и заставляет вновь задуматься о том, что (новейшая) Российская империя является наследницей не столько Византии, сколько языческого ("нулевого") Рима. Всё это Лукашенко, скорее всего, понимает, - как понимает и то, что в недалёком будущем сам может оказаться на месте Януковича, и тогда его тоже могут вывезти в Россию, заставить подписывать "смешные" бумажки и давать "забавные" пресс-конференции. Понимает, - и нервничает, отсюда и "разыгрывающаяся фантазия", переходящая (с учётом аудитории, для которой Янукович был "пророссийским", а Тимошенко "антироссийской") в откровенное издевательство.
Далее, Лукашенко призвал относиться к украинским событиям спокойнее: "Нам надо спокойнее относиться сегодня к тому, что происходит в Украине в плане политики. Вы знаете, они всегда бурлили накануне выборов, тем более парламентских. То, что они сегодня говорят, это не значит, что завтра они будут проводить такую политику. Это естественно", - между тем, для для представителей российских региональных средств массовой информации "то, что происходит в Украине в плане политики" является ничем иным, как "фашизмом на Украине". "Относитесь к фашизму спокойнее, это всего лишь болтовня", - как бы говорит Лукашенко российским журналистам... без комментариев.
Прошёлся "Бацька" и по "Наворосии", совершенно справедливо указав, что без поддержки путинской России это "обновленное и обновляющее Русское государство" долго не протянет: "Давайте не будем темнить друг перед другом: если бы не Россия, то дни ДНР и ЛНР были бы сочтены давно. Россия просто вынуждена (или не вынуждена, но я считаю, что вынуждена) защищать и поддерживать эти территории. По разным причинам. Начиная от личного имиджа, рейтинга и заканчивая самым святым - там живут братья, и в беде Россия их бросить не может". Повторюсь, по существу здесь не с чем спорить, но: 1) официальная позиция путинского режима заключается в том, что "Россия не вмешивается", и "Это внутреннее дело Украины"; 2) для многих из российских журналистов "Наворосия", даже в нынешнем виде, является "народным Русским государством", которое "изменит саму Россию"; 3) "Россия просто вынуждена (...) защищать и поддерживать эти территории", потому что "там живут братья, и в беде Россия их бросить не может", - стало быть, для империи Лукашенко, в отличие от России, люди Донбасса братьями не являются... это чрезвычайно откровенно не только для Лукашенко вообще, но и даже для "Лукашенко-2014".
"Территориальный вопрос" тоже не остался без "отеческого внимания": "Не думайте, что я боюсь, как некоторые в России говорят, а особенно у нас здесь - наша оппозиция, наши националисты меня пугают, что сегодня - Украина, завтра - Беларусь, послезавтра - Казахстан или наоборот. Чепуха полная. У нас даже не рассматриваются на политическом уровне подобные варианты. Я не допускаю, чтобы Беларусь стала очередным государством, у которого Россия заберет часть территории или всю. Такого нет", - и по самому построению фраз нетрудно понять, что Лукашенко очень даже рассматривает "подобные варианты", хотя, разумеется, и сделает всё возможное, чтобы их "не допустить". Вплоть до... "Я уже де факто вынужден был выполнять те обязательства по выводу ядерного оружия, которые мы взяли (до избрания Александра Лукашенко на президентский пост. - Прим. БЕЛТА). Я был категорически против этого. Самое жесткое давление, которое я испытывал, задерживая вывод ядерного оружия, шло со стороны российского руководства". Вообще, эта пресс-конференция "Бацьки" была, наверное, самой "русофобской". Нет, дежурные фразы про "дружбу до братства" (от истории не убежишь) и "вместе навсегда" (и от географии - тоже), разумеется, были, и их было много, но... "В результате маневра правой рукой все забрали из бюджета Беларуси в Россию... Вернули компенсацию, что забрали этим маневром. Ну что - это нормально? Это ненормальные отношения... Такое поведение частенько в окружающих странах, бывших республиках Союза, называют имперскими амбициями" (впрочем, прямо сказать об имперских амбициях России "Бацька" всё равно не решается, приходится ссылаться на "авторитетное" мнение "бывших республик"); "Вы только что сказали, что вам, россиянам, и руководству России такой посредник нужен. Поэтому вы меня не очень напрягайте по Крыму - и будет посредник сохранен как можно дольше"; и даже: "Александр Лукашенко заверил, что Беларусь способна обеспечить Калининградскую область всем необходимым. Он также обратил внимание, что Калининград можно назвать зоной ответственности Беларуси", - понятно, что "Великое Княжество Литовское" должно быть не только "до моря" (Черного), но и "от моря" (Балтийского)... но, всё-таки, столь откровенно "Бацька" на эту тему высказывается нечасто (примерно раз в год).
Не забыл "Бацька" сказать и о том, что: "В Беларуси нет центральной идеи, вокруг которой бы все формировалось. Нам надо работать, чтобы выкристаллизовать эту идею. Нужна такая идея, которая была бы воспринята всем обществом и к которой стремились бы. Но я пока не могу назвать эту концепцию. Перебираю разные варианты, и все кажутся правильными - есть и патриотизм, и уважение к прошлому. Но это у всех. А нам надо собственную, отличительную идею, которая характеризовала бы белорусский народ. Раньше мы говорили о построении независимого государства. Сегодня мы констатируем, что уже построили суверенное государство", - хотя, казалось бы, идея про "русских со знаком качества" (и, соответственно, всех остальных русских, которые "второй сорт" и "некондиция") уже есть, и очень даже хорошо характеризует империю Лукашенко, отличая её и от других государств современного мира вообще, и от остального "Русского Мира" в частности.
В общем, складывается впечатление, что в Минске, всё-таки, скоро будет жарко, и даже очень, несмотря на приближающуюся зиму. Тем более, что: "Россельхознадзор пресёк очередную партию контрабанды из Белоруссии"; если так пойдёт дальше, - страдать, в конце концов, могут начать деревенские жители (крестьяне и сельскохозяйственные рабочие) непосредственно Беларуси, а там и до очередной "войны между городом и деревней на постсоветском пространстве" будет недалеко.