боец "Октября" (octbol) wrote,
боец "Октября"
octbol

"Постсоветская" #ИграПрестолов . Серенькие утописты #фэнтези #ЛитератураИЖизнь #кино #Старки #жизнь

Regime.jpg

Теперь, после того, как все слова, которые нужно было сказать предварительно, сказаны, - можно, наконец, заняться натягиванием "реалий" "Игры престолов" на реалии "постсоветского пространства". Тем более, что сейчас это развлечение входит в моду.

Но начать придётся с тех, про кого я, изначально, вообще ничего не собирался писать, а уж после того, как несколько слов сказать, всё-таки, пришлось, хотелось совсем закрыть тему (ибо противно), - а всё же... в общем, начну с "дома Старков".

Про Эддарда Старка, главу этого "великого дома" на момент начала действия первого сезона "Игры престолов" (для этого персонажа первый сезон является и последним... пока, во всяком случае), есть даже статья в "Википедии". В качестве его возможных исторических прообразов названы Ричард Йорк и Симон де Монфор, что... странно. Хотя бы потому, что ни тот, ни другой не занимали должность второго лица в государстве, - Ричард Йорк в течение нескольких месяцев был регентом при больном короле и предъявлял права на престол, Симон де Монфор некоторое время был аж лордом-протектором, главой Английского государства, - в то время, как именно в такой должности ("десницы короля"), в течение большей части первого сезона "Игры престолов", пребывал Эддард Старк (правда, под конец он был назначен регентом, но в должность так и не вступил). Кроме того, и Йорк, и де Монфор погибли в бою, - а Эддард Старк был казнён через отрубание головы.

Я это всё к тому, что в истории Англии был один деятель, который, в отличие от вышеозначенных, был именно вторым лицом в государстве и, после смещения, был именно казнён, тоже через отрубание головы. Имя этого деятеля, как ни "странно", известно, пожалуй, каждому советскому человеку, а уж название книги, которую этот деятель написал (Эддард Старк книг не писал... зато он в них рылся и, в конце концов, нарыл нечто такое, из-за чего ему, в конце концов, и отрубили голову), точно знают все, без всяких "пожалуй". Многие знают и о том, что он был казнён (и, к слову, - как и Нед Старк, - мужественно держался во время казни и не боялся смерти... о том, что казнь происходила при большом стечении враждебно настроенного к этому деятелю народа, говорить, думаю, излишне), - но вот о том, как дело было, осведомлены, тем не менее, немногие.

Не буду Вас, товарищ Читатель, томить дальше: речь идёт о Томасе Море, лорде-канцлере Англии с 1529 по 1532 годы (формально лорд-канцлер был в Английском государстве не вторым, а третьим лицом, после самого короля и лорда-распорядителя... но с 1421 года лорды-распорядители не назначались, так что фактически лорд-канцлер был именно "десницей короля"); человеке, положившем начало развитию социализма от утопии к науке, - и, можно сказать, "отце" всех последующих утопистов, в том числе и современных.

На первый взгляд, между реальным Томасом Мором и вымышленным Эддардом Старком мало общего (Старк был воин, Мор - юрист, ни разу в боевых действиях не участвовавший), а если присмотреться... начать, хотя бы, с того, что Нед Старк, помимо своих многочисленных "законных" детей (трёх мальчиков и двух девочек), воспитывал незаконнорожденного (Джон Сноу) и ребенка-заложника (Теон Грейджой). А вот, как обстояли дела с потомством Томаса Мора: "У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон. В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон (...) У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора", - не "дословное совпадение", но некое сходство заметно (особенно в свете событий концовки пятого сезона "Игры престолов", которых, как говорят знающие люди, не было в книге).

Дальше, опуская все промежуточные звенья, можно перейти сразу к обстоятельствам казни. Большинство советских людей, полагаю, думает, что Томас Мор был казнён из-за того, что защищал простых людей. И сэр Томас, в самом деле, простых людей защищал, из-за чего нажил себе немало врагов среди тогдашней английской "элиты"... но непосредственной причиной, по которой Мору отрубили голову, было, всё-таки, не это. Казнь Томаса Мора, - как и казнь Эддарда Старка, - была связана с семейной жизнью короля и вопросами престолонаследия. Сюжет, если коротко, был таков: король Генрих VIII Тюдор был женат на Екатерине Арагонской и, по ряду причин, захотел развестись... папа римский согласия на королевский развод не давал ни в какую, - и Генрих (чем-то напоминающий Роберта Баратеона, - в юности был искусным воином, после занятия трона растолстел и стал развратен... к тому же, Тюдоры завоевали корону в бою) решил, что обойдётся его страна как-нибудь вообще без надзора со стороны Ватикана... в общем, начала создаваться новая церковь (англиканская), с самим королём во главе. Вопрос королевского развода (новую жену, Анну Болейн, Генрих себе уже присмотрел) решался сам собой... но на пути у преобразований встал лорд-канцлер Томас Мор, объявивший брак Генриха с Екатериной Арагонской священным, а всё остальное - развратом и беззаконием. В конце концов, "строптивого" чиновника сняли с должности (он отказался присягать "главе англиканской церкви"), бросили в тюрьму и, через некоторое время, казнили. "Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться", - бросил Мор палачу и, через несколько мгновений, добавил ещё: "Погоди немного, дай уберу бороду, ведь она не совершала никакой измены", - то были его последние слова. Через несколько веков католическая церковь причислила Мора к лику святых.

Вроде бы, всё вышеописанное не очень похоже на обстоятельства казни Эддарда Старка. Но если, опять же, присмотреться... Старк выступил против королевы-изменницы, защищая "честь короля", - Мор выступил против короля-изменника (с точки зрения католиков, развод Генриха с Екатериной Арагонской был именно супружеской изменой), защищая "честь королевы". И в реальной истории Мора, и в вымышленной истории Старка есть мотив отказа от присяги. Мор сохранил верность "старой вере" (католицизму), когда почти все вокруг перешли в англиканство... Старк, как и большинство уроженцев "Королевства Севера", поклонялся "старым богам", в то время как в остальном Вестеросе исповедовали "веру семерых".

В общем, Вы, товарищ Читатель, думаю, уже догадались, кто на "постсоветском пространстве" относится к "Дому Старков". Если в Европе с 16 по 19 века социализм проделал путь от утопии к науке (или, если угодно, от "Утопии" к "Капиталу"), - то в СССР и на "постсоветском пространстве", со второй половины 50-ых годов XX века по "лихие девяностые", был проделан обратный путь, от науки к утопиям. "Детей Мора", - точнее, прадеда великого правнуков поганых, - развелось видимо-невидимо. Они "не могут поступаться принципами" (даже тогда, когда принципы сомнительны, а поступиться ими велит революционная целесообразность), действуют исключительно "порядочно" (и чем более непорядочно действует классовый враг, тем более "порядочно", "строго в рамках закона, приличий и моральных ограничителей" действуют эти, прошу прощения, "постсоветские Старки"), - и, самое главное, ждут такого же поведения от своих противников, очень удивляясь и обижаясь, когда противники "смеют" действовать иначе. Само собой разумеется, такое поведение приводит исключительно к "Красным свадьбам", - которые, как показали события на Донбассе, могут быть не менее кровопролитными, чем в кино.

В "постсоветских Старков", как могут, стараются превратить оказавшихся в их рядах коммунистов КПРФ и РКРП (и все партии, возникшие на её основе), над их формированием денно и нощно трудятся журналисты "Правды" и "Советской России"... тех же, кто пытается выйти из "Игры", обычно объявляют "агентами спецслужб", хотя кто бы говорил.

Необходимое пояснение, чтобы был понятен заголовок: "Серые волки (тур. Bozkurtlar или тур. Bozkurtçular, официальное самоназвание тур. Ülkücülük — Идеалисты) — турецкая молодёжная организация ультраправых националистов". Мне кажется, писатель Мартин и создатели сериала по его книгам, сделав символом "дома Старков" серого волка, просто-напросто над кое-кем поиздевались... а если учесть, что путь от науки к утопии социализм, после исчезновения СССР, проделал не только на "постсоветском пространстве", то даже нетрудно догадаться, над кем именно издевались.
Tags: важнейшее из искусств
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment