Природа, так сказать, не терпит пустоты, и если "главная скандалистка" Голодец в этот раз предпочла "отметить достижения", - то её "скандальное" место с готовностью занял старший научный сотрудник НИИ гигиены детей и охраны здоровья подростков Виктор Иванов. Дальше - несколько выдержек из пересказа его выступления, обнародованного в правительственной "Российской газете" (№ 80 (7246), 14 апреля 2017 года):
"Каждый второй старшеклассник в России работает в свободное от учебы время, а среди учащихся средних профессиональных учебных заведений "трудяг" почти 65 процентов. При этом 80 процентов из них работают нелегально - без письменного трудового договора и без оформления трудовых книжек (...) Каждый шестой ребенок (16 процентов) начал работать в возрасте младше 14 лет , хотя закон позволяет трудиться только с этого возраста (...) главная движущая сила трудоустройства в столь раннем возрасте - социально-экономические проблемы семьи. Тем более что большинство ребят, выходящих на рынок труда еще в школьные годы или во время учебы в колледже, живут в неполных семьях (...) Большинство ребят принимают на работу, не заключив с ними трудовой договор, показало исследование, проведенное НИИ. И не направив их на предварительный медосмотр. Кроме того, дети часто работают больше положенных по закону часов. И периодически их привлекают к тяжелому и опасному труду, на работы, которые законодательством запрещено выполнять несовершеннолетним. Например, пять процентов мальчиков выполняют погрузочно-разгрузочные работы, то есть трудятся грузчиками. Хотя такой тяжелый труд детям противопоказан - организм несовершеннолетнего формируется, и большие нагрузки могут "сбить настройки", говорят эксперты (...) "Некоторые дети работают время от времени, и если они заняты на нетяжелых работах, опасных последствий для здоровья из-за работы не возникает. Но есть и такие (а их десять процентов), кто трудится практически каждый день и даже в выходные и праздники во время учебного года. И это опасная ситуация", - говорит Виктор Иванов (...) Роструд отмечает в последние годы значительное снижение числа случаев, когда нарушаются права несовершеннолетних работников. "Но связано это не только с фактическим улучшением, но и с тем, что количество проверок в последнее время просто сократилось", - добавил Виктор Иванов"По существу тут вряд ли требуются какие-то особые дополнительные пояснения; ещё Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" отмечали: "Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским" (Соч., 2-ое изд., т. 4, с. 431), - и хотя с тех пор мировой пролетариат много сделал для того, чтобы разумно ограничить использование женских и детских рук в промышленности, в России, после контрреволюции, произошло возвращение к "классическим образцам"... и не могло, пожалуй, его не произойти, хотя бы потому, что руководители контрреволюционного процесса и "Манифест", и другие произведения классиков марксизма-ленинизма читали очень внимательно (в отличие от большинства советских людей).
Любопытен, однако, политический смысл, который, волей-неволей, приобретает выступление мужественного гражданина Иванова. После событий 26 марта, изрядную часть участников которых составляли как раз школьники, только особо ленивый путинский пропагандист, пожалуй, не топтался на "школьной революции"; путинское телевидение c "иронией" рассказывало о том, что "Организатора антикоррупционного митинга на него "не пустила мамка"", в Интернете издевались над "школотой Навального", предлагали "научные объяснения" выхода молодёжи на улицы, - и даже, поминая "украинский опыт", призывали (цитирую с отточиями) "стрелять их нах.., этих толстож.... "детей" с тремя волосинками на жирном рыле", поскольку-де (оттуда же) "лучше шлепнуть пару сотен навальных бездельников, чем после умываться кровью сотен тысяч".
Что касается "анижедетей", то о российской разновидности этого общественного явления я уже рассказывал. В путинской России оно, это явление, несколько постарело, и приняло вид АниЖеДетейВойны, через посредство которых взрослые и опытные милитаристы проталкивают... известно, что. А вот что касается "навальных бездельников", то тут дело обстоит несколько не так, как это пытается представить путинская пропаганда. Точнее, как выясняется совсем не так. Оказывается, по меньшей мере некоторая часть "навальных бездельников" (если каждый второй старшеклассник в России работает в свободное от учебы время, то нет оснований полагать, что среди всех участвовавших в митингах 26 марта школьников работающие составляли сильно меньше четверти) - это наиболее эксплуатируемая, наиболее угнетённая (80 процентов из них работают нелегально - без письменного трудового договора и без оформления трудовых книжек) часть трудового народа России... а в этом свете и выкладки путинских "работников умственного труда" начинают выглядеть совсем по-другому.